Последние новости

    Английский язык в школе

     e1231.pngМетодические приемы в обучении аудированию в средней  школе

    В современном мире английский язык считается не просто иностранным языком, а международным, владение которым необходимо для получения достойного образования, высокооплачиваемой профессии и коммуникации на международном уровне. Акимова Марина Андреевна, учитель английского языка,  делится опытом работы  в средней и старшей школе по преподаванию английского языка.

    Методический опыт. Обучение в средней и старшей школе.

    Методические приемы в обучении аудированию в средней  школе.

    М.А. Акимова

    МБОУ гимназия «Эврика» им. В.А. Сухомлинского г-к Анапа Краснодарский край

    В современном мире английский язык считается не просто иностранным языком, а международным, владение которым необходимо для получения достойного образования, высокооплачиваемой профессии и коммуникации на международном уровне. Владение английским языком предполагает овладение всеми видами речевой деятельности: говорением, чтением, аудированием и письмом. Развитие и совершенствование этих навыков происходит в комплексе, во взаимосвязи. Большое внимание уделяется обучению аудированию, так как свободное владение языком предполагает и свободное понимание на слух английской речи. С аудирования начинается овладение устной речью.

    Аудирование — процесс восприятия и понимания речи на слух, где восприятие — анализ и синтез материальных средств языка, а понимание — результат анализа и синтеза смысловых значений этих средств.

    Аудитивная компетентность — способность понимать общую идею звучащего текста и  выраженный в нем смысл, различать эмоциональные состояния и значения высказываний, формулировать собственное отношение к услышанной информации.  Попросту говоря, аудирование – это  способность различать и понимать то, что говорят другие, а в учебной работе на уроках английского языка – это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения.

    Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность обучающихся общаться на иностранном языке в пределах, определённых стандартом основного общего образования по иностранному языку. Эта цель подразумевает формирование и коммуникативных умений обучающихся в понимании звучащей/устной речи на слух, в говорении, чтении и письменной речи на иностранном языке.

    Что касается требований к предметным результатам освоения образовательной программы основного общего образования в части аудирования, то это восприятие на слух и понимание звучащих  несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова и неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания текстов, с пониманием нужной /интересующей/запрашиваемой информации.

    С аудирования начинается овладение устной речью. Воспринимая информацию на слух, обучающийся овладевает звуковой стороной языка, его интонационными особенностями. Владение данным видом речевой деятельности помогает человеку услышать и понять говорящего, извлечь для себя необходимую информацию, отреагировать на речь собеседника, а также произнести нужную информацию, что в свою очередь является говорением. Освоение любого языка начинается с аудирования, мы слышим звуки, слова, воспринимаем  информацию на слух, лишь потом мы учимся воспроизводить речь (говорение), позже мы обучаемся навыкам чтения и письма. Аудирование присутствует на каждом уроке — это речь учителя, ответы обучающихся. Прослушивание аудиозаписей является в дальнейшем материалом для обсуждения (развитие навыков говорения), написания письма, эссе, изложения и т. д. (развитие навыков письма).

    Очень важным при обучении аудированию является мотивация. У обучающегося должна быть потребность к восприятию на слух. Важно подобрать аудиотекст, который будет интересен и познавателен (например, текст страноведческого характера или биография знаменитого человека), будет соответствовать их возрастным особенностям, интересам, проблемам молодежи. В помощь идут аудиозаписи, фильмы, песни на английском языке, аудиокниги, радиопередачи, телевизионные каналы, ресурсы интернета. Рекомендуется, чтобы аудиоматериал был связан с юнитом, который на данный момент изучается в классе, тем самым сокращается время на проработку лексического материала, который введен ранее в рамках разговорной темы. При выборе текста для аудирования нужно учитывать уровень подготовки обучающегося, объем звучащего текста. Задача преподавателя — облегчить процесс восприятия, снять всевозможные фонетические, лексические, грамматические трудности еще до момента прослушивания текста.

    Обучение аудированию можно разделить на 3 этапа:

    Дотекстовый (before listening)

    Текстовый (while listening)

    – Послетекстовый (after listening)

                   На первом этапе важна мотивация и установка на первичное прослушивание текста. Учитель предъявляет зрительную опору, где присутствует название текста; незнакомая лексика; а также иллюстрация, которая связана с текстом. Возможно обсуждение вопросов до прослушивания. What do you think this text will be about? (предположение о содержании по заголовку). Look at the picture and tell where the shop is located and how it looks like? (зрительная опора) Делается акцент на выборочную лексику, грамматику. Например, слова или словосочетания, которые, по мнению учителя, будут трудными для понимания, надо выписать. Значения некоторых можно записать, а о значении других можно предложить учащимся догадаться. Слова и словосочетания проговариваются несколько раз, уделяя внимание  фонетическому строению. Проработать  наиболее сложные грамматические структуры в тексте.

    На текстовом этапе, обучающиеся слушают текст, стараются понять основное содержание, тему текста, основные факты. Учитель может предложить следующие виды работ: подбор к абзацу заглавия; перефразирование; ответы на вопросы; прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались; закончить выделенные предложения. После первого прослушивания необходимо проверить степень понимания учащимися информации, содержащейся в тексте. Если  текст не понят учащимися, или понят частично, то во время второго прослушивания можно разбить текст на смысловые части и работать с ними.

    Послетекстовый этап предлагает безграничные возможности для проверки понимания прослушанного материала, а также совершенствования умений других видов речевой деятельности. Задания могут быть следующие: Fill in the gaps. Are the sentences true or false? If the sentence is false, correct it. Put the sentences in chronological order. Choose the correct answer. Match two halves of the sentence. Make a plan of the text. Make up your own questions based on the text. Do you remember what these numbers mean?

    К сожалению, преподаватель сталкивается с трудностями в обучении аудированию у обучающихся. Это трудности, связанные с языковыми аспектами (фонетические, лексические, грамматические), и трудности, связанные с культурой страны (на основе классификаций Елухиной Н.В. и Пруссакова Н. Н.).

    Фонетические. Под этим предполагается отсутствие четкой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи.

     Грамматические. Ряд грамматических трудностей связан с наличием грамматических форм, не свойственных русскому языку.

    Лексические. Наличие многих незнакомых слов учащиеся указывают как  причину непонимания текста.

    Не имея достаточных контактов с носителями языка, обучающийся, как правило, не обладает необходимыми знаниями о культуре страны изучаемого языка, поэтому он интерпретирует речевое поведение говорящего - носителя языка с позиции своей культуры и своих норм поведения в определенных ситуациях общения. Это может привести к неправильному пониманию воспринимаемой информации.

    В своей работе учитель может использовать следующие приемы для устранения вышесказанных трудностей.

    Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия.

    1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком…
    2. Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение.
    3. Прослушайте предложение и отметьте, сколько в нем слов.
    4. Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах.
    5. Определите количество слогов в услышанных словах.
    6. Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово.
    7. Отметьте паузу в речевом потоке.
    8. В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют услышанные на английском языке.

    Упражнения на преодоление грамматических трудностей восприятия.

    1. Прослушайте предложение и назовите подлежащее (сказуемое, прилагательное, …).
    2. Прослушайте предложения и скажите, в котором из них действие уже произошло (происходит, будет происходить).
    3. Прослушайте предложения и укажите границу между главным и придаточным предложениями.
    4. Прослушайте пары сходных предложений и установите, чем они отличаются друг от друга.
    5. Прослушайте и воспроизведите предложения с одной и той же грамматической структурой.
    6. Прослушайте текст и выпишите грамматические формы (неправильные глаголы, окончания и т. д.), которые по вашему мнению нечетко произносятся и восстановите недослышанное.

    Упражнения на преодоление грамматических трудностей восприятия.

    1. Прослушайте предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на незнакомые слова.
    2. Прослушайте синонимы в предложениях и определите их значение.
    3. Прослушайте исходные предложения и варианты их перефразирования, определите выраженную в них мысль.
    4. В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях.
    5. В списке русских слов отметьте очередность воспринятых на слух слов на английском языке.
    6. Прослушайте предложения на английском языке, укажите лексические ошибки, допущенные при переводе на русский язык (предлагается текст).
    7. Отметьте в списке слова, которые прозвучали в словосочетаниях в предложениях.
    8. Отметьте в списке заимствованные слова, прозвучавшие в тексте.
    9. Отметьте в списке прозвучавшие имена собственные.
    10. Запишите прослушанные цифры.

    Очень продуктивно проходят уроки, целиком посвященные отработке умения аудирования. Работая со специально подобранными преподавателем текстами нарастающей сложности или продолжительности, обучающиеся получают опыт, находятся в ситуации успеха, повышается мотивация, азарт при выполнении заданий.

    Большой помощью, сопровождающей процесс обучения аудированию, является просмотры фильмов, клипов, прослушиванию  песен, стихов на языке носителя. Знакомство с культурой, традициями, обычаями, историей англоязычных стран, также влияет на успешность восприятия и понимания текстов.

    Таким образом, обучение аудированию это достаточно интересный, насыщенный, воспитательный и познавательный процесс.  В случае правильной мотивации обучающегося. владение этим навыком обеспечивает успех коммуникации, который заключается в умении говорить на английском языке и понимать английскую речь. Помимо своей основной цели, аудирование развивает память, мышление, воображение и восприятие, то есть способствует всестороннему развитию личности.

    Пример урока по развитию умения аудирования.

    Тема урока: «Развитие умения аудирования».

    Цель урока: «Развитие умения аудирования».

    Задачи урока:

    образовательные:

    1. Выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;
    2. Выбирать главные факты, опуская второстепенные;
    3. Выборочно понимать необходимую информацию текста с опорой на языковую догадку, контекст;
    4. Игнорировать неизвестный языковой материал несущественный для понимания.

    развивающие: развивать коммуникативные навыки обучающихся, способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

                  воспитательные: содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

    Ход урока.

                  Начало урока:

    Приветствие / Организационный момент/ Проверка домашнего задания/ Формулирование темы и задач урока.

    Центральная (основная) часть урока:

    Развитие умения аудирования

    Дотекстовый этап.

    Название текста на доске: « It Is Important to Know a Foreign Language».

    Учитель: What do you think this text will be about?

    Ученики: предположения о содержании по заголовку.

    Учитель обращает внимание  на слова и словосочетания, выписанные из текста, на доске: warm carpet, brush, primary school, dislike, dangerous, to be afraid of, hardly believe, hope.

    Ученики: записывают в тетрадь, переводят, запоминают, проговаривают.

    Учитель: дает задание к предстоящему аудиотексту.  Are the sentences true or false?

    1. The mother-cat is wise.

    2. The mother cat and her kittens live downstairs.

    3. Every morning the two kittens have porridge for breakfast.

    4. The two kittens like to go to school.

    5. The mother-cat is afraid of big dogs.

    6. The dog runs away.

    7. Cats and dogs speak different languages.

    Ученики: стараются перевести предложения, готовятся к прослушиванию.

    Текстовый этап.

    Учитель: включает первое прослушивание.

    Ученики: делают пометки в тетрадях.

    После первого прослушивания учитель проверяет степень понимания учащимися информации, содержащейся в тексте. Если  текст не понят учащимися, или понят частично, то во время второго прослушивания учитель разбивает текст на смысловые части и работает с ними.

    Учитель: включает второе прослушивание.

    Ученики: делают пометки в тетрадях.

    Послетекстовый этап.

    Ученики: выполняют задание.

    Учитель: представляет текст.

    Ученики: проверка и самоанализ своих работ.

    Далее идет совместная проработка сложных моментов – фонетических, лексических, грамматических.

    Заключительная часть урока:

    Рефлексия.

     Домашнее задание: составить предложения из новых слов аудиотекста.

    Приложение.

    It Is Important to Know a Foreign Language.

    A wise mother-cat and her two little kittens live in an old grey house. They live upstairs in an old bedroom and sleep on a warm comfortable carpet that is in the middle of the room. Every morning the two kittens get up, brush their tails, wash their faces and go downstairs to the kitchen to have breakfast. They usually have milk and porridge for breakfast. After breakfast they wash their cups, glasses and plates and go to the Cats’ primary school. They take their schoolbags with pens, pencils, rules, rubbers and books with them. But they don’t like to go to school. They are a bit lazy, though they are rather clever. They don’t like many school subjects but most of all they dislike the foreign languages they are learning.

    Now the mother-cat and her kittens are walking in the park. Suddenly they see a big dog. The dog is standing in front of them. She looks very dangerous. The kittens are afraid of the dog and cry: “Mew, mew, mew, mew.” The dog looks at them and answers loudly: “Grrrrrr! Grrrrrr! Grrrrrr!” At this moment the mother -cat opens her mouth and says: “Grrrrrr! Grrrrrr!” The dog can hardly believe her ears. “Grrrr! Grrrr!” she answers and quickly runs away.

    Then the wise old cat turns to her kittens and says: “Now, I hope you understand how important it is to know a foreign language.”

     

    Библиография.

    1. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А. Ф. Будько, С.И. Петрова. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. 4-е издание. C. 58-70. Минск «Вышэйшая школа» 1998.
    2. И.В. Верещагина, О.Ф. Афанасьева. English. Английский язык 5 класс 1 часть // учебник. 4-е здание. Москва «Просвещение» 2015.
    3. М.Л. Федотова. Обучение аудированию. Издательство «Златоуст» статья 7 - URL: http://www.zlat.spb.ru/CatalogImages/File/pdf/chapters/metodika%20prepodavaniya_chapter.pdf (дата обращения: 03.06.2020).
    4. Н.П. Морянова Методика обучения аудированию на уроках иностранного языка как виду речевой деятельности на среднем этапе в основной общеобразовательной школе. - URL: https://refdb.ru/look/3453019.html (дата обращения: 03.06.2020).
    5. ФГОС ООО Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. // «Преобразование» - URL: https://www.preobra.ru/improject-5698 (дата обращения: 3.06.2020).
    6. И. А. Малярова, Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности / И. А. Малярова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54264/ (дата обращения: 03.06.2020).

     

    ©2024 Клуб участников конкурса "Учитель года" разных лет.