Последние новости

    Игра "Эридит"

    i.jpgИгра «Эрудит»

    Методическая разработка учителя биологии МБОУ  гимназия «Эврика» Захаровой Натальи  Михайловны. Игра адресована ученикам  7-х класса по биологии . Игра проводится в месячник естественных наук в октябре. Предварительно классу даётся задание выбрать 2 команды по 5 человек, выбрать капитанов. Каждая команда должна придумать название, девиз и подготовить эмблему. В  жюри  приглашаются  преподаватели или старшеклассники.

    Цель урока: повторить материал по разделу «Ботаника», стимулировать учащихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

    Оборудование: классическая музыка для фона, презентация с вопросами, карточки для команд с вопросами и с цифрами, бланк для жюри.

    Ход урока

    Ведущий: (Анатолий Решетов)

    Очевидно, кончается лето:

    Приумолкли кукушки в лесу,

    Покраснели листы бересклета,

    Паутинки скользят по лицу.

    Правда, дни непогожие редки,

    И приятно бродить с кузовком,

    Но вечерние тихие речки

    Обдают погребным холодком.

    Ночью ветры играют с овсами,

    Звёзды падают каплями слёз,

    И, наверно, не счесть за лесами

    Не прижившихся на небе звёзд.

    1 конкурс «Представление команд».

    Команды по очереди представляются. Жюри в специальных бланках оценивает представление команд. Максимальное количество баллов за представление команды 6.

    2 конкурс «Разминка»

    Вопросы задаются обеим командам одновременно, кто раньше ответил, тот приносит своей команде 1 балл.

    • 1)Из чего построены тела всех живых организмов? (из клеток)
    • 2)Красиво собранная группа цветов. (Букет)
    • 3)Что означает слово «Картофель» ?(Земляное яблоко)
    • 4)Как отличить дерево от кустарника?(У дерева один ствол, у кустарника - много)
    • 5)Какой гриб может достигать одного метра в диаметре? (Трутовик)
    • 6)Самая крупная ягода(Арбуз)
    • 7)Кто привёз в Европу помидоры?(Христофор Колумб)
    • 8)Какой цветок, по поверьям, помогает искать клады?(Цветок папоротника)
    • 9)Процесс создания органических веществ из неорганических, протекающий в листьях.(Фотосинтез)
    • 10)В какой стране кошка считается священным животным?(Египет)
    • 11)Органоид растительной клетки, содержащий сладкий сок. (Вакуоль)
    • 12)Как называется плод томата?(Ягода)
    • 13)Отверстия в кожице листьев, служащие для дыхания. (Устьица)
    • 14)К какому из царств органического мира относится плесень?(Царство Грибы)
    • 15)Полужидкая среда живой клетки, в которой находятся органоиды.(Цитоплазма)

    3 конкурс «Турнир эрудитов»

    Командам по очереди задаётся о одному вопросу и даётся 1 минута на обсуждение. Через минуту отвечающая команда должна дать ответ устно, если ответа нет, то право отвечать предоставляется соперникам. Если обе команды ответ не знают, то ответить могут зрители, подарив баллы той команде, за которую болеют. За правильный ответ команде начисляется 3 балла.

    1. Индейцы называли этот цветок падающей звездой, а древние римляне просто звездой. Соцветие этого растения в самом деле напоминает звезду. Как называется этот цветок сейчас?
    2. Желтенькая чашечка, белый лепесток, Цветок самовлюблённый весной раскрылся в срок.
    3. Она черная? Нет, красная! А почему белая? Потому что зелёная? О чем идёт речь?
    4. Вот диковина: на ветке морковина! Висит краснеется, на солнце греется.
    5. Цветок напрасный, плод – опасный, А поле всё засажено.
    6. Что за ягода? Горька, да не рябина, черна, да не черника, растёт не в лесу, а на огороде. Во рту не помещается.

    (Астра)

    (Нарцисс)

    (Красная смородина)

    (Красный перец)

    (Картофель)

    (Баклажан)

    4 конкурс «Узнай по описанию»

    Перед вами изображения шести растений:

    Под номером 1 – Орех грецкий

    Под номером 2 – Ананас обыкновенный

    Под номером 3 – Роза садовая

    Под номером 4 - Лиственница сибирская

    Под номером 5 – Лук репчатый

    Под номером 6 – Полынь обыкновенная.

    На столе у игроков имеются карточки с номерами от одного до шести. Ведущий зачитывает вопросы. Команды отвечают путём поднятия карточки с номером правильного ответа, который соответствует изображённым растениям. За правильный ответ – 2 балла.

    • Это растение было первым наглядным пособием при изучении астрономии – философы древности объясняли по нему своим ученикам строение Вселенной. В египетских гробницах находили остатки этого растения, а на саркофагах и стенах древнейших зданий – многочисленные изображения его. В Средней Азии в Ферганском хребте есть гора – Суган-таш, название которой образовано от названия этого растения. Во все времена у всех народов этому растению приписывались лечебные свойства. В средние века врачи утверждали, что даже запах этого растения предохраняет от заболеваний. Это нашло подтверждение и в наши дни.
    • Запах этого растения ассоциируется с запахом земли, где мы живём. Недаром космонавты брали в полёт веточку этого растения. В народе один из видов этого растения называют чернобыльником. Листья зелено-серебристые, ажурные. Соцветия кистевидно-метельчатые.
    • Высота этого мощного дерева достигает 25-30 метров, а диаметр ствола – 2 м. Живёт до 500 лет. Его древесина ценится очень высоко. В листьях этого растения много витамина С и провитамина А, йода и эфирных масел. Фитонциды, выделяемые этим деревом, отпугивают мух и комаров. Но спать под ним не стоит: сон будет плохим, а на следующий день разболится голова. Плоды этого растения ботаники называют ложной костянкой.
    • Ни одно растение в истории культуры не играло такой роли, как это. Оно было известно в древнем Вавилоне и получило особое распространение в Персии. Цветы этого растения в древней Греции посвящались богине Афродите. Ими устилали дорогу возвращающимся с победой воинам. В истории Англии известна кровопролитная война, продолжавшаяся 30 лет, в названии которой упоминается это растение.
    • Это дерево образует чистые и смешанные леса в горах Северного полушария. Оно быстро растет. В 1706 году в память об основании аптекарского огорода в Москве Петр ! собственноручно посадил это дерево. Древесину этого растения используют в судостроении и для изготовления железнодорожных шпал по причине ее долговечности.
    • Известно около 400 видов этого растения. В нём содержатся эфирные масла. Благодаря горьковатому запаху его использовали для отпугивания насекомых в жилищах. Карл Линней дал этому растению родовое название Artemisia - в память об Артемиде, богине целомудрия и охоты. Это растение издвна используется как лекарственное. Один из видов этого растения эстрагон используется при засолке огурцов, для приготовления напитка «Тархун», в качестве приправы к мясным блюдам. На Руси это растение использовали для избавления от кишечных паразитов.
    • Когда Колумб открыл Америку, это растение выращивали по всему Атлантическому побережью от Мексики до Бразилии. Аборигены не только использовали его в пищу, но получали из его листьев волокно для изготовления тканей. В Европу это растение завезли в 17 веке, но доставлять его из Америки в Европу было очень трудно, так как оно портилось во время долгого плавания. Это травянистое растение с укороченными стеблями и листьями, собранными в густую розетку. Соплодие этого растения напоминает шишку.

    Ответ №5. Лук

    Ответ № 6. Полынь

    Ответ № 1. Грецкий орех.

    Ответ № 3. Роза

    Ответ № 4. Лиственница

    Ответ № 6. Полынь

    Ответ № 2. Ананас

    5 конкурс « Пойми меня»

    Капитаны по очереди берут со стола лист бумаги с написанной фразой. Первый капитан в течение 2-х минут , не произнося ни слова, пытается показать мимикой и жестами содержимое записки. Команда вслух произносит свои догадки, а капитан соглашается или же не соглашается. Если команда угадает, то получит 5 баллов. Затем, то же самое проделывает капитан второй команды.

    Фразы:

    • Снег кружится, летает, летает…
    • Аист на крыше
    • Лягушка-путешественница
    • Кощей бессмертный
    • Попрыгунья - стрекоза

    6 конкурс «Знайка»

    По очереди представители от каждой команды выходят к доске и называют одно лекарственное растение. Какая команда не сможет назвать в течение 10 секунд, та считается проигравшей. Выигравшая команда, получает 5 баллов.

    7 конкурс «Найди ошибку»

    Командам даётся по листочку с четверостишьем. Необходимо найти биологические ошибки и объяснить свой выбор. За каждую найденную ошибку даётся 2 балла.

    Четверостишье для первой команды:

    Глухари вернулись с юга –

    Дома очень много дел:

    Гнёзда нужно свить повыше,

    чтобы их медведь не съел.

    Четверостишье для второй команды:

    Ананасы собираем

    Мы с деревьев поскорей,

    Их склюёт иначе стая

    Перелётных глухарей.

    На этом наша встреч подходит к логическому завершению, и пока уважаемое жюри подводит итоги нашей замечательной игры, я хочу предложить вам всем тематические загадки:

    • Стоит старик над водой сам трясёт бородой. (Камыш)
    • Что за бусы на опушке,

    Мы собрали их по кружке,

    Стали пробовать на вкус,

    Нет кислее этих бус. (Клюква)

    • За кудрявый хохолок
    • Две сестрицы зелены.
    • Красный нос в землю врос,
    • Стоял в лесу карапуз,
    • У меня длинней иголки, чем у ёлки,
    • Русская красавица стоит на поляне.
    • Скинули с Егорушки золотые пёрышки.

    Лису из норки поволок.

    На ощупь очень гладкая,

    На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

    К осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина красная и черная)

    А зеленый хвост снаружи.

    Нам зеленый хвост не нужен,

    Нужен только красный нос. (Морковь)

    Надев бархатный картуз.

    Ребята шли гурьбой,

    Взяли малого с собой. (Гриб)

    Очень прямо я расту в высоту.

    Коли я не на опушке,

    Ветви только на макушке. (Сосна)

    В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Берёза)

    Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук)

    Ведущий: Закончить нашу игру мне бы хотелось, как и начать, стихами. Стихами Маргариты Алигер:

    Обожаю это время года!

    Праздник золота и багреца.

    Синяя шумящая свобода, Ясность неизбежного конца.

    А ведь как металось и хлестало!

    Шли дожди, трепали их ветра.

    Справилась природа и настала

    Эта драгоценная пора.

    Жюри объявляет победителей игры.

    Команда победителей получает в журнал пятёрки за работу на уроке.

    Спасибо всем за работу.

    ©2024 Клуб участников конкурса "Учитель года" разных лет.